пятница, 8 октября 2010 г.

Взгляд на образование

Образование... какое здесь оно?

Очень часто, общаясь с народом по "ту сторону океана" слышу высказывания на тему того, что мол "...да, в Канаде не плохо, но мы лучше подождем пока дети подрастут и образование получат, поскольку ваше западное образование, по слухам, фиговенькое! А вот наше россиийское рулит, и все лучшие ученые (программисты, учителя, бла-бла-бла) российские, как, впрочем, и образование..."

Поскольку подобные высказывания звучат удручающе часто, не могу не затронуть данную тему.

Так вот, для начала хочется отметить, что много лет назад я обладал теми же самыми мыслями, и разговоры о том, что где-то там, за бугром, может быть серьезное образование, в серьез не воспринимались. К тому моменту мне уже удалось поучиться не только в советских и российских школах, но и закончить российский университет, поработать в нем, и даже съездить на всяческие зарубежные конференции. Тем не менее, в голове по прежнему сидела картина того, что на западе дети в школу ходят как в детсад, а в университетах студенты рассматриватриваются сквозь некую призму, показывающию их как обезъянок, тупо нажимающих клавишы компьютеров. Тем более что в наш университет порой наезжали зарубежные преподаватели, которые вслух восхищенно высказывались на тему того "как классно вас тут учат, настоящие знания дают... а у нас наши push button monkeys только и умеют что кнопки давить" :) В общем, радужная картина того насколько мы образованно-круты просто таки моск разрывала!

Некие качественные изменения начали происходить лишь в начале двухтысячных, после того как поехал заниматься наукой в один из западных университетов, и, окунувшись в реальную западно-научную жизнь, столкнулся с реально серьезными студентами, которые могли самостоятельно решать серьезные задачи с минимальным вмешательством со стороны их руководителей. Под "серьезными" я подразумеваю настоящие задачи, имеющие прикладной характер и даже более того, внедряющиеся в реальную жизнь. Безусловно, большинство из этих студентов работали в своих узких областях (как, впрочем, и их учителя) и порой имели весьма слабое представление о том, что творится в других областях науки... но, с другой стороны, а оно им надо? :)

Давайте все же по порядку пойдем, с самых азов... Детсады трогать не будем, ибо вопрос этот слишком обширный и, пожалуй, влезу в него чуть попозжа. Пока же коснемся школ, ибо данный вопрос и является камнем преткновения для большинства родителей.

Школа... что это такое в канадском понимании? (ремарка - буду говорить о канадских, поскольку в других странах, возможно, все по иному...)

Если говорить кратко, то главная задача канадской школы - это подготовить ученика к дальнейшей жизни, определить его интересы, научить его жить в обществе среди себе подобных и, пожалуй самое главное, дать ученику возможность почувствовать себя человеком и настоящим членом общества. Именно поэтому вся начальная школа (а это целых шесть классов!) больше похожа на детский сад, в росс... советском предсталении.

Почему советском? Да потому, что российской школы нет, как, впрочем, и нет российского образования - всё, что сейчас в России деется, основано на пережитках советской системы. А потому более корректным представляется называть вещи своими именами.

Однако этот, с позволения сказать, детский сад и не ставит своей задачей впихнуть в головы детишек (6-12 лет) туеву хучу знаний по всем возможным предметам, с целью сделать из них "настоящих разносторонне развитых эрудитов". Вспоминая первые школьные годы Антона, в советской школе, в голове всплывают его домашние задания, которые шести-восьмилетний ребенок делал практически до полуночи. Нет, я не хочу сказать, что школа была плохая... Наоборот - это была одна из лучших школ города, с отличными учителями, причем отличными как с точки зрения педагогики, так и с чисто человеческой точки зрения. Однако, как ни крути, любой школьный учитель является заложником системы образования, и не очень гибок в своих решениях.

Таким образом, огромный плюс советской системы образования, разносторонность, нивелировался не менее огромным минусом... а именно, той же самой разносторонностью! Ибо попытки впихнуть в детские головы немыслемое количество информации приводило лишь к затуханию интереса у многих ребятишек. Плюс к тому, добавим тот немаловажный факт, что исторически советская школа была заточена на подготовку винтиков огромного механизма под названием "великое советское государство", а значит из детей с самых малых лет делали некое подобие взаимозаменяемых роботов, которые, с целью оптимизации управления, должны были обладать идентичным набором качественных характеристик, что достигалось (да и сейчас, впрочем, тоже!) унификацией функциональных особенностей. А именно, все должны были одинаков читать одно и тоже, все должны были одинаково писать одно и тоже, все должны были одинаково бегать, петь, рисовать и так далее. А кто не может, тот выбивается из колеи... а значит, прессовать его по полной до тех пор, пока винтик не получит правильный нарез! А то, что ребенок, возможно, является гением в художестве или поэзии, мало кого волнует. Конечно же, в последнее время свободы стало несколько больше, и в некоторых школах наблюдается некое смещение в пользу развития индивидуалистических детских особенностей... Однако, эти небольшие примеры лишь подчеркивают общую тенденцию. В итоге, получаем унифицированных детей с унифицированными знаниями, большинство из последних, в свою очередь, являются чисто номанальными - ибо вбиты в голову по правилу "вечером сделал домашнее задание - утром у доски рассказал - вечером забыл".

Как дело обстоит в канадском "детсаду"? В принципе, базовая задача здесь кардинально отличается... и как уже упоминал выше, в течение первых шести лет (а это ровно половина срока обучения школьника!) основной упор делается на развитие индивидуальных способностей ребенка и основная энергия направлена именно на поиски этого "Я", и на дальнейшее его развитие. Поэтому большинство предметов в течение первых лет - это некие абстракции (если мерять по советским меркам), где нет место математике или литературе в чистом виде, нет обязательной физкультуры с обязательными нормами гто, нет биологии и географии, химии и физики, и т.п. Зато здесь есть более аморфные предметы, к примеру Science - или наука о земле, куда включены многие из выше перечисленных предметов... Здесь главный упор делается на проектную работу... Здесь основной задачей является самостоятельная работа ученика, основанная на интересе к теме или предмету... И основная головная боль учителя - это сделать так, чтобы заинтересовать детей. И, надо отметить, им это замечательно удается! Как результат, ученики сами "роют землю" в поисках знаний! К примеру, в прошлом году в антоновом классе был проект по изучению земель в Калгари и окресностях. Антону достались болота... :) Так он настолько был заражен идеей проекта (как же - самостоятельная проектная работа, элемент состязательности), что просто покою нам не давал! Денно и ночно сидел в интернете, читал про них, потом нам рассказывал, подготовил доклад, и, в конце концов, решил к докладу сделать небольшой видео-ряд. Последний, в конце концов, был преобразован в небольшой фильм со спецэффектами. Для снятия эпизодов фильма Антон заставил меня ехать на ближайшее болото и снимать множество этих самых эпизодов на фотоаппрат :) потом были эпизоды дома... потом, собственно в Movie Maker всё преобразовывалось в фильм. Надо отметить, что мы с Юлей в этих делах полнейшие профаны, так что Антон был вынужден очень близко подружиться с Гуглом :) Как результат, парень был заслуженно похвален за лучшую идею проекта, когда притащил диск, воткнул его в двд-проигрыватель, и в течение последующих десяти минут рассказывал одноклассникам с экрана телевизора про болота, чередуя вопросы и ответы, видео-сюжеты и фотографии, и все это под фоновую музыку... Думаю, нет смысла говорить какая гордость его распирала! :) Так что несколько следующих проектов прошли в том же ключе... пока не приелись! :) Но потом были новые идеи... Сейчас, к примеру, один из проектов посвящен какой-нибудь выдающейся личности. Так что к товарищу Гуглу добавляются уже более серьезные книги, а потом Антон будет ходить по школе, одетый как Леонардо Да-Винчи и рассказывать встречным про него :) возможно даже с некоторыми элементами его изобретений... В общем, давно известен факт, что "есть желание - найдешь тысячу способов решить проблему, нет желания - найдешь тысячу причин не решить" - и именно его берут за основу, с целью "появить" детские желания.

Вообще, в попытках вытащить у детей интерес к чему-либо, школы идут на разные хитрости. К примеру, в ныншней антоновой школе установили самый что ни на есть настоящий ветряк, мельницу, которая преобразовывает силу ветра в электрическую энергию


и дети с огромным удовольствием готовы слушать об этой "игрушке", делать различные проекты и т.п. А потом, пару-тройку лет спустя, когда придет время рассказов про Ома, Ампера или Фарадея, различные формулы сами будут прыгать в голову, поскольку базовый задел в виде интереса и общего понимания процесса уже есть!

В общем, это только малая толика примеров, как из еще маленьких и зелененьких детей пытаются выжать все то потаенное, скрытое в их подсознании. Как результат (опять же на примере перед глазами) Антон тратит на домашние задания от силы пол часа в день, что несопоставимо меньше трех-четырех часов, которые он тратил в начальних классах в российской школе. При этом всем, у него есть интерес и стремление к получению знаний! К счастью, современные информационные технологии дают огромнейшую помощь... и тут еще одна из школьных задач - научиться правильно ими пользоваться. Думаю, ни для кого не является секретом, что дети все больше и больше времени тратят перед экранами мониторов. И здесь есть два пути - либо бороться запретительными мерами, либо "встать во главе и руководить процессом" :) К счастью, в канадских школах второй путь более распространен - понимание того факта что запретами только усилишь желание привело к наиболее оптимальному решению, а именно "ок... пользуйтесь компьютерами, но вот это и это и это может существенно облегчить ваши задачи". Как результат, дети действительно чаще пользуют комьютер как рабочий инструмент. В общем, цели то одинаковые, но вот решения кардинально отличаются...

Таким образом, все первые шесть лет в канадской школе проходят под девизом "развивайся играя!". По результатам этих игр дети получают определенный набор общих знаний, умение самостоятельно находить решения поставленных задач, умение работать как самостоятельно так и в команде (на последнее делается особенный упор!), а также получают полное ощущение себя как состоявшихся личностей (в качестве примера приводил их участие в дорожном патруле - один из множества путей вовлечения детей в реалии жизни). Конечно же, сравнивая себя и своего детеныша в одном и том же возрасте, мои знания в определенных предметах были значительно выше... однако, положа руку на сердце, многие из вас помнят из школьного курса строение майского жука, соцветия цветочка, теорему Ома, нотную грамоту и т.п.? :) Честно говоря, кое-что из математики я еще помню, но вот что касается множества остальных предметов - увы... :( В то время как мой детеныш, я уверен, надолго запомнит те знания, которые он получил из своих проектов или проектов своих одноклассников, поскольку всё это было "выстрадано", было основано на интересе, было вырыто из глубинных источников информации... И именно этот самый интерес будет поддерживать знания в дальнейшем. А что касается пения или гто... так и эти предметы, пение и физ-ра, есть в местном "школьном рационе" - однако направлены они, в первую очередь, на попытки выявления детских талантов. Есть талант, к примеру, к пению - будут тебе больше внимания впоследствии этому уделять... Нету - значит постучишь на барабанах для фана и достаточно :) В то время как в советской школе тебя будут по прежнему прессовать на тему "единообразия", подавляя твои таланты... :( и большинству учителей по прежнему будет пофиг, что ты к математике и чтению не очень расположен, а вот с закрытыми глазами можешь Мону Лизу изобразить :) Ведь запретить всегда легче чем найти скрытые ниточки и заинтересовать.

Однако, рано или поздно детство в лице Elementary School заканчивается, и наступает пора более-менее настоящей школы, Junior-Hight.

Что касается советской школы, здесь разницы с начальными классами особой нету, разве что множество учителей вместо одного (кстати, в Канаде в начальных классах также один учитель для большинства предметов, но он каждый год разный!), и новые предметы добавляются... Но сам принцип обучения абсолютно тот же самый - дать всем одинаковый набор знаний, и побооооольше! В принципе, в канадских школах принцип несколько близок - дать побольше - но направлен он теперь на выявление интереса к определенным предметам. Типа "талант мы твой раскрыли, давай ка теперь поглядим куда его лучше применить". И все пошло по новому кругу - проекты (опять же, как индивидуальные так и в команде), упор на интерес (чтобы ты сам хотел ковыряться для получения знаний, а не занимался тупой зубрежкой с целью ответить у доски и забыть) и продолжение развитий личностных качеств. В итоге, после четырех лет в Джуниор-Хай школе ребенок должен определиться к чему он имеет склонность - и именно в это время, особенно последние пару лет, начинается настоящая учеба, со множеством учебников, домашних заданий и т.п. А вот когда это "определение" уже будет достаточно четким и ясным, наступает этап последних лет обучения в Senior High школе, где ученики уже делают упор на конкретные знания. Здесь всё как в настоящем университете - выбор нескольких предметов с целью акцентирования внимания именно на них (с почти минимальной нагрузкой по остальным). И вот тут уже идет самая что ни на есть настоящая учеба с серьезной нагрузкой, как в университете. И в то время когда в российской школе основной упор делается на репититоров с целью подготовки к финальным экзаменам, канадские ученики зарываются в книги с целью расширения своих знаний по интересующим направлениям.

И вот именно данный этап я обычно привожу в качестве примера сравнительной характеристики образования - большинство российских школьников обладают на данном этапе "поверхностными знаниями по всему" в то время как канадские "глубокими по некоторым направлениям". И получается, что именно канадское образование добивается того к чему стремилось советское - получить качественные винтики для выполнения определенных видов работ :) И именно эти винтики служат основой студенческой массы в местных университетах - опять же, цикл повторяется на новом витке, и студенты грызут гранит науки в узко-специализированных направлениях зачастую мало акцентируясь на других областях. Если ты занимаешься математикой, то у тебя будет сотня книг и тысяча статей по профилю, но ты навряд ли будешь обладать знаниями в органической химии... и наоборот!

Немного суммирую результат получается, что нагрузка российских учеников (как и их знания) выглядит, графически, в виде константы, в то время как у канадцев она представлена экспоненциальной функцией... И если в самом начале знания российских школьников выше, то уже классу к седьмому-восьмому ситуация выравнивается, после чего кардинально меняется. Но, опять же, знания канадцких учеников к концу их обучения всё больше концентрируются на определенных предметах.

Хорошо это или плохо, сложно дать однозначный ответ... С одной стороны, вроде как хочется чтобы как можно большее количество людей было эрудировано и широко образованно. С другой стороны, вполне очевидно, что лишь малая часть людей в мире способна впитывать знания как губка и быть всесторонне развитыми, а потому попытки "научить всему" однозначно обречены на провал. Если же посмотреть на проблему с чисто практической точки зрения, наличие узко-специализированных профессионалов выского уровня, спосбоных качественно решать конкретные задачи, полагаю, более предпочтительно по сравнению с умением решать "некие абстрактные задачи о чем-то". Так что, на мой сугубо утилитарный взгляд, канадская модель более предпочтительна, ибо на несколько лет продлевает детство ребятишек, а впоследствии дает им более глубокие и реальные знания.

Да и чего там субъективно рассуждать... Надо глядеть сразу на результат, который можно объективно измерить. В частности, можно поглядеть на рейтинг ВУЗов, который покажет что из тысяч российских университетов и институтов только МГУ попал в топ-200 университетов мира, занимая в этом списке самые нижние строчки, в то время как из полусотни канадских университетов, дюжина точно занимает верхние позиции (и пара входит в топ-30 лучших в миром рейтинге). И это не только потому что Канада привлекает мозги из-за рубежа (здесь нет такой свистопляски как в европейских или американских вузов) или тратит больше денег на образование. На мой взгляд, результат закладывается именно в молодые годы, когда из детей начинают взращивать индивидуумы, вытаскивая на поверхность их таланты и умения... которые впоследствии дают столь замечательные плоды! В то время как в ВУЗах бывших советских республик упор по прежнему делается на "дать всем и всё", а основной задачей студента является "сдать сессию", при том что большинство знаний, полученных на многочисленных лекциях, уже через пару семестров будут напрочь забыты :( Ну и плюс мода последних лет по "виртуальному распрофилированию" ВУЗов, когда мало того что пытаются впихнуть неимоверный объем знаний, так еще и расширяют количество предметов, которые все меньше и меньше связаны с основным направлением учебного заведения.

Что это такое когда строительный университет готовит экономистов, машиностроительный - программистов, а сельскохозяйственный - адвокатов... Это, извиняюсь, бредятина какая-то! Нет, я не в коей мере не хочу и не собираюсь высказывать какие-то осуждающие мотивы, ибо в сложные пост-перестроечные времена каждый пытался как-то выжить. Однако, те времена уже давно позади, а кузница псевдо-профессионалов по прежнему кует, выплевывая черт знает кого с непонятно какими дипломами, обладатели которых нифига не работают по специальности... :( И где, спрашивается, тогда это качественное образование? И каков его результат? ...если подавлюящее большинство выпускников никогда не будут работать по своему профилю! В то время как канадские "push button monkeys", в большинстве своем, будут работать именно по тому профилю, которому уделяли внимание в течение последних 5-10-15 лет и, в очередной раз нажимая кнопку, они точно будут знать почему они это делают и какой результат может быть получен.

И мы вновь пришли к тому, с чего начинали - сравнивая образования, надо глядеть не на общий размытый фон, а приглядываться к результату! Ну а результат говорит сам за себя... А значит надо всё больше и больше внимания уделять деталям, а не жить в мире мифов и стереотипов.

В общем, вот так вот, если в кратце, чуть сумбурно и несколько запутанно... :) для более детального обсуждения велкам в комменты!

50 комментариев:

  1. Спасибо, Паша, очень интересный и полезный материал!
    Теперь еще больше хочется детей в Канаду увезти... :-)

    ОтветитьУдалить
  2. И от нас спасибо.
    Многие точки над і расставил...
    Надеюсь в Квебеке общие тенденции образования такие же...

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, завсегда пожалуйста!

    Миалгри, мне сложно говорить за Квебек, ибо эти товарищи по всякому пытаются показать что они "не как остальные канадцы". Но, полагаю, тенденция таки близка...

    ОтветитьУдалить
  4. Про Квебек. Не знаю, что думают и проповедуют политики, но я сейчас занмаюсь языком в обычном сежепе. Видели бы вы глаза этих студентов и их активность в образовательном процессе!!! Я являюсь представителем нескольких Групп перед руководством. Их методы абсолютно совпадают с тем, что описанов этой статье. И я очень хорошо помню чем мы занимались в самом престижном техническом ВУЗе Украины в 1990 году.

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо за эту статью. Мы с супругой готовы подписаться под каждым из Ваших выводов. Буду давать ссылку на нее тем, кто задает вопросы про канадскую школу, а так же тем, кто с пеной у рта ругает ее на чем свет стоит потому что, например, детей в начальной школе не гоняют по "прописям" и не пытаются выработать у всех одинаково аккуратный почерк. Или за то, что нет единого утвержденного списка литературы для чтения - детям предлагается читать книги, которые им интересны, а потом делиться рассказом о прочитанном с одноклассниками. У многих наших соотечественников просто отсутствует способность проанализировать нечто, невписывающееся в привычные стереотипы, что, на мой взгляд, тоже является результатом советского образования, построенного сугубо на преподавании догм и их заучивании.

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо за подробный расклад. мысли о школе теперь совсем не пугают :-)
    получается, что школа начинается с 6 лет? минимальных требований к подготовке будущего школьника нет?

    ОтветитьУдалить
  7. radionokia, а что такое сежепе? Что-то квебекское? Пардон муа за необразованность... :)

    Reliable, абсолютно согласен... проблема понимания многими бывшими советскими гражданами кроется именно в том заложенном много лет назад лекале, которое заставляет мысленно обрезать всё, не подходящее под него. И, на мой скромный взгляд, именно эта старая закваска и порождает множество стереотипов, включая оный про школьное образование (да и образование вообще).

    chudoland, именно образовательная школа начинается где-то с шести лет, плюс-минус. Однако, существует еще и так называемый kindergadren, куда идут дети с пяти лет (хотя, родители и позже могут детей отдать, если захотят), который является неким подготовительно-переходным барьером между детсадом и школой. Здесь, с одной стороны, дети все еще ведут "играбельную" жизнь, но, с другой, уже чувствуют себя учениками.

    ОтветитьУдалить
  8. Что особенно радует в канадском образовании - это оценки. Я и в школе и в институте всегда учился очень добросовестно и получал кучу отличных оценок и почти всегда заваливал экзамены. По многим предметам у меня были сплошные пятерки и за экзамен я получал трояк и этот трояк шел в итог.
    А тут детям дают возможность и стимул проявить себя именно в течении учебы, итоговый экзамен может только на определенный процент изменить конечную оценку. И еще радует 100-бальная система. Очень точно можно оценить по такой системе.

    ОтветитьУдалить
  9. Павел, я буду не первой, кто скажет вам спасибо за такой замечательный очерк про образование в Канаде. Просто, понятно и главное очень и очень рационально. Мой муж сейчас учится на магистра в Университете Мизури, Коламбия (США). Вы бы видели его реакцию на весь процесс обучения, при всем при том, что его университет не входит даже в топ 20 самых классных универов Америки. И хоть он и очень горился своим физико-техническим образованием, полученным в одном из неплохих ВУЗОв Украины, но сейчас имеет реальную возможность сравнить свои "всеобъемные" знания "про все" с узконаправленными знаниями американских выпускников школ. К сожалению, постсоветские страны все еще сидят в поезде (который стоит давным давно на перроне) и бредят мифами о "самом лучшем образовании в мире", забывая, что мир развивается и что новые технологии и реалии должны непременно присутствовать в воспитании и культивировании нового поколения.
    Отличная статья!!! (может, Вы ее отправьте в какой-нибудь журнал про образование в России или Украине - нашим чиновникам было бы неплохо ознакомиться =) )

    ОтветитьУдалить
  10. Павел, вы - молодец! У вас очень хорошо получается подытожить.
    Прочитав статью вспомнился Сэр Артур Конон Доил и его Шерлок Холмс. «человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.
    Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он
    разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.»
    Из своего опыта помню, что в институте говорили: «Забудьте, чему вас учили в школе», на работе говорили: «забудьте, чему учили в институте, потому, что в жизни все по-другому». Так и получается у нас, что сначала вдалбливают знания, а потом они практически не пригождаются в жизни.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный, на самом деле еще более приятственное в западном образовании - это система тестов, которая позволяет учеников держать в постоянном напряжении. По сравнению с советской системой, где студенты "учатся" два раза в год, аккурат перед сессиями, в западных ВУЗах они вынуждены быть в постоянной боевой готовности, ибо тесты идут непрерывной чередой в течении если не всего срока обучения, то по крайней мере семестра. Поэтому знания "вынуждены" держаться в голове значительно дольше :)

    Ксения, завсегда пожалуйста :)
    Вообще, мысли о публикации подобной заметки особо не было... просто в один момент чаша терпения переполнилась, когда в очередной раз мне стали говорить глупости на тему "детских садов" в школах.
    Боюсь, что принимать к публикации нечто подобное не станут ни в России, ни в Украине :) по вполне очевидным причинам... :(

    Лусура, спасибо! Подытоживать - моя профессия :)
    Вообще, Ш.Х. был моим одним из любимейших книжных героев в далеком детстве :) раз двадцать, если не больше, прочитывал произведения Дойля!

    ОтветитьУдалить
  12. Отличное повествование.
    "Не в бровь,а в глаз" :)
    По поводу работы по профилю... Но я думаю это все касается учебы для "галочки" (ради корочки, ради родителей и тд и тп)
    Но есть продолжение образования, хотя бы 2-е высшее, как правило люди уже получают ДЛЯ СЕБЯ. И уже более определенно выбирают институт, курс, да и предметы уже узко-профилированы.

    ОтветитьУдалить
  13. Как канадская студентка, хочу сказать, что где-где, а в университетах на Канадщине грузят по полной. Для первокурсников, которые только закончили high school, где их особо никто не напрягал, даже проводят специальные workshops с консультациями психологов.

    Учеба в местном универе - это сплошной поток assignments и, конечно же, приближающихся с бешеной скоростью deadlines) Почти по каждому предмету проводится как минимум 2 экзамена (1-2 midterms, 1 final). В основном, в сумме midterms и final весят не больше 60% от общей оценки за курс. Остальные 40 - это assignments и term projects. Так вот, если в России у меня могло быть 8-9 курсов в семестр, то тут 5 - это максимум, который возможно успешно закончить. И то, когда я говорю своим канадским одногруппникам, что беру 5 курсов, они обычно понимающе произносят: "It should be very stressful" И это правда, потому что за каждый курс отдаются немалые деньги, а если его завалить, то ни о каких пересдачах речь не идёт - бери курс по новой в следующем семестре.

    В общем, в России напрягаются детки в школах и полностью расслабляются в универах, а в Канаде всё наоборот:) Однако таких смельчаков, которые чувствуют в себе силы пройти путь от high school graduation до university degree, в Канаде немного...оно и понятно :) Это вам не по 2-3 высших образования получать в России :)

    ОтветитьУдалить
  14. Сижу, и практически плАчу... В этом году сын пошел во второй класс, объем задания на дом просто не укладывается в голове, делаем ВСЕЙ семьей, т.к. поочередно сдают нервы... а каково маленькому ребенку, которому еще хочется поиграть и погулять.
    А самое ужасное, это то, что ты являешься заложником этой системы, и ничего с этим поделать не можешь! Валерьянка и глицин - наши лучшие друзья.
    Ну хоть убейте меня, но я не понимаю эти "двойки" и "тройки" поставленные просто за то, что малыш НЕ ТАК вывел буковку или цифру.
    Убила бы, чесс слово... за то, что убивают в ребенке не только индивидуальность, но и щедро "одаривают" его кучей комплексов!!!
    С тех пор как всерьез решились на иммиграцию, гораздо спокойней реагирую на весь этот бардак, чтобы не травмировать психику ребенка.
    Павел, спасибо вам за статью! в очередной раз понимаю, что мы на верном пути!

    PS Хоть чучелом, хоть тушкой, валить от сюда надо!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный-1, так и есть - много, очень много людей идут в ВУЗы с целью получения второго образования, именно по своему профилю. Усредненно, средний дважды-образованец - это профи 35 лет, днем усердно работающий, а по ночам-выходным учащийся. Как результат, 15-20 лет потеряно, знания впитываются уже с трудом, да и после рабочих дней качество учебы уже не то. И порой, глядя на этих людей, становится обидно и жалко...

    Анонимный-2, так и есть... Детство должно быть детством, а напряги по вхождению во взрослую жизнь должны приходить с соответствующим возрастом!

    Соло, не надо плакать :) надо с уверенностью смотреть в будущее.
    По поводу тушки и чучела, здесь немного не согласен. Эмиграция, как и любой серьезно-жизненный шаг, должен быть предметом осознанным, основанным не только на субъективных эмоциональных всплесках. В противном случае, будет еще хуже... Но это, конечно же, сугубо субъективно-индивидуальный взгляд.

    ОтветитьУдалить
  16. про тушку я конечно преувеличила))) извините, просто накипело...
    шаги в сторону границы делаем совершенно осознанные, т.к. образование детей лишь одна из многочисленных причин.
    спасибо за поддержку! ;-)

    ОтветитьУдалить
  17. Хочу добавить, что действительно слышала как соотечественники отзываются о "слабом" западном образовании, мол грамматику и диктанты они особо не пишут, если только кто на журналиста учится и тд. и тп.,что у нас людей с высшем образованием намного больше, а качество этого высшего образования ужасное, и сколько(коммерческих/государственных) вузов в России, а сколько вузов в других развитых странах? да Задорнова послушаешь тоже думаешь что "они" как чукчи, только почему то живут как люди, а мы.....живем как оборигены.

    ОтветитьУдалить
  18. Еще одно большое спасибо за статью! :) Очень интересно. Обалденная система образования в Канаде! Очень бы хотелось, чтобы наши дети учились именно там :) Мне больше всего нравится индивидуальный подход и четкое понимание, что нужно давать детям, а что нет.... и никакого фанатизма и кричащих "советских" учителей....

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо, было крайне интересно прочитать.

    ОтветитьУдалить
  20. Соло, я вполне понимаю Ваши эмоции :) Сами были такие же! Правда, наше "созревание" длилось долгих десять лет, так что приехали в Канаду морально готовыми (ну я, по крайней мере :)). И образование для моих детей сыграло далеко не последнюю роль.

    Анонимный, по Задорнову очень легко определять тип человека :) типа как лакмусовая бумажка.

    Филосов, завсегда пожалуйста!
    Думаю, местная, канадская, система сложилась давно, еще под влиянием первых эмигрантов (да и не первых тоже, пожалуй) - в большинстве своем, это были люди неординарные, энергичные, движимые силой развития и роста. Может быть, именно поэтому и система образования сложилась именно в этом ключе, дабы каждый мог вытащить своё подсознательное и толкать его вверх. Ху ноуз...

    Тинос, пожалуйста! :)

    ОтветитьУдалить
  21. Забавно, сейчас прочитал в новостях - http://txt.newsru.com/world/19oct2010/science.html
    По-видимому, на западе таки усиливают упор на образование.

    ОтветитьУдалить
  22. Отличная статья, коллега! Полностью разделяю!

    Сложно сравнивать 2 системы: СССP 198Х (не побоюсь этих букав) и Канады 20ХХ. Разные эпохи, разные страны.

    О системности пост-советского образования говорить не приходиится. Довелось поучаствовать... Учился и преподавал. И тут учусь... Разница - колосальная...

    Часто сталкивался с мнением о высоком качестве советского образования. На мой взгляд - миф! К сожалению, очень старый. Да и нет уже тех людей: кто за рубежом, а кто далече...

    Универсализм или профессонализм? Для Канады узкая профессиональная подготовка предпочтительнее. Это уже по опыту поиска работы, да и самой работы...

    А кто такой универсал? Сантехник-зооинженер?(простите, просто подвернулось)...

    ОтветитьУдалить
  23. Павел! У меня созрел еще один вопрос. Как возможно в Канаде дополнительно занять ребенка? Например в России существует множество кружков, спортивных музыкальных и художественных школ. Возможно ли совмещать школу с дополнительными занятиями? Это очень дорого? У нас очень дорого, и от родителей помимо средств требуется еще и уйма сил и времени.

    ОтветитьУдалить
  24. Лусура, уже чего-чего, а занятий для ребенка здесь можно найти вдоволь, было бы желание, финансы, время (подчеркните нужное :)). В Канаде приходится выбирать между дешево и дорого, но, в свою очередь, приходится и чем-то жертвовать - если дешево, то временем (как правило)... Чуть ранее писал про антонов футбол - полу-профессиональная, полу-любительская футбольная лига, в городе более сотни команд, множество клубов, тренера как родители-волонтеры, так и реальные профи. Дети либо сами ходят на занятие, либо родители возят - зачастую подобные клубы разбросаны по всему городу и в каждом райончике есть свой. Плюс к тому, каждая комьюнити старается сделать максимально возможное для того, чтобы чем-то занять детей (да что там детей - и взрослых тоже!!!). К примеру, наша комьюнити имеет несколько программ - http://scacalgary.ca/sca-programs/
    Но что самое приятное - в большинстве случаев подобные программы ведутся маньяками своего дела, которые реально горят за дело... О деньгах речь особо не стоит, ибо многие из них вообще ничего не зарабатывают (волонтеры), и если оплата есть, то она идет на покрытие текущих расходов (аренда помещений, форма, расходные материалы и т.п.). Если же семья не достаточно обеспечена, то государство компенсирует затраты (кстати, это касается не только клубов или спортов, но и детсадов, питания, и другого).

    ОтветитьУдалить
  25. Павел, спасибо за ответ. Видела на vikitravel какие жаркие дебаты разгорелись после вашей статьи. Супер!

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо большое за подробное описание канадской системы образования. Особенно приятно было, что Вы описываете школу, в которой учится также и мой десятилетний сын. Но у меня вопрос немного не по теме. Как я поняла из ваших статей, у вас дочка ходит в Day Care. Не могли бы вы подсказать адреса, куда мы можем определить своего 4х- летнего сына? Мы живем на Strathridge (с Октября), недалеко от Вас. Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  27. Наша доча ходит в два дет сада - один частный с русскоязычными воспитателями (они же и владельцы), другой принадлежет системе Kids and Company и находится на Боу-Трейле, на пересечении с 40-й стрит. Если интересует первый - скажите куда скинуть координаты. По поводу второго - необходимо посмотреть на их сайте является ли Ваша компания в списке тех, чьих детей они берут.

    ОтветитьУдалить
  28. Большое спасибо за ответ! Я нашла в интернете сайт Kids&Company. Впечатляюще, но дорого. Можете написать Ваше мнение о нем? Как далеко находится частный русский детский сад? Отправьте, пожалуйста, его координаты на мой mail deka_14@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо. Потрясающая и очень мотивирующая статья. Очень хочется чтоб моя дочь получала образование по канадской системе. Буду утраивать усилия в этом направлении.

    ОтветитьУдалить
  30. Завсегда пожалуйста! :)

    вспомнился Ералаш - "а теперь мы из тебя будем делать вратаря... про Бразильской системе!" :)

    ОтветитьУдалить
  31. статья в тему
    http://www.rusrep.ru/2010/24/korrupciya_v_vyzah/

    ОтветитьУдалить
  32. Увы, все так и есть :( Мехмат РГУ (ЮФУ назвать язык не подымается) всегда был прибежищем гениев и людей влюбленных в науку, а потому о взятках там речи не шло. Как сейчас ситуация на мехмате обстоит не знаю (ушел из университета еще в 2002 году), но в частных разговорах с сотрудниками все жалуются на мега-раздутую бюрократию и тупизну больших боссов... печально все это!

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо за статью! Очень хотелось бы, как продолжение этой темы, услышать Ваш отзыв об учебе в канадском университете. Если я правильно поняла из Ваших постов, то в данный момент Вы работаете над получением еще и канадского диплома? Или это тема уже для другой статьи? :)
    Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
  34. Немного не так. Я брал курс в Университете Калгари по сертификации APICS/CPIM, но пока приостановил это дело ввиду отсутствия времени.
    Кроме того, учился в Монт Роял Колледже (сейчас это Университет) на языковых курсах.
    Местный диплом мне не нужен особо, поскольку в моей области они все равно ничего нового не дадут, а российско-британского образования хватает для того, чтобы считаться гением в определенных кругах :)

    ОтветитьУдалить
  35. Если я правильно поняла, то ключевым моментом в "российско-британском образовании" является все-таки вторая составляющая? :) И тем, у кого дипломы только отечественые, лучше таки в канадском университете поучиться...

    ОтветитьУдалить
  36. Отнюдь, британская составляющая вообще никого не заинтересовала (может, они слышали анекдот про британских ученых :)). В то время как российское очень даже... Тем более что свои степени я получил в российском вузе.

    Лучше или хуже, сложный вопрос - поскольку каждый случай индивидуален. Те, чьи дипломы в области точных наук и кто планирует в этом направлении работать, думаю, нет смысла заморачиваться. Ну а, к примеру, бухгалтерам наверное придется.

    ОтветитьУдалить
  37. согласен что в общем наверно образование щаз там лучше ибо в России с этим щаз полный бред - переходный период который продлиться неизвестно сколько
    Но с многими вещами в корне не согласен.
    1. Ребенок лучше усваивает знания в крайне маленьком возрасте, речь идет чтобы в школу отдавать в 4 года.
    2. Определиться с выбором в жизни не могут дети такого малого возраста и тому полно примеров на западе, когда кончив медицинский становяться художником - так что я считаю как раз в начальной надо грузить а после переходного возраста именно в старших классах дать человеку определиться, а еще лучше после школы - взрослому уже - так что тут наша система я думаю лучше западной
    3. цитата - С другой стороны, вполне очевидно, что лишь малая часть людей в мире способна впитывать знания как губка и быть всесторонне развитыми, а потому попытки "научить всему" однозначно обречены на провал
    Это чо за бред - большинство людей дауны?
    Совсем наоборот - подавляющее большинство взаимозаменяемое - это научный факт
    4. Про рейтинги вузов долго ржал. Как их считают? А кто их составляет? Ессесно какие-нибуть западные кодлы, которое давали рейтиги большие американским банкам и явились в обшем то эти рейтинги причиной мирового финансового кризиса - это так к слову.
    5. Ну и как уже сказали нечего сравнивать канаду 210х и ссср 198x

    Хотя в целом я согласен что там лучше учат чем у нас - по опреелению в стране где все корумпировано и школа живет подношениями родителей и учителей вызывают на ковер за малые сборы с родителей - короче тут долго можно о наболевшем.

    ОтветитьУдалить
  38. Бун, вопросы патриотического воспитания мы уже обсуждали ранее :) и вроде как пришли к мысли, что оное и образование в целом также близки друг к другу как Земля и Альфа-Центавра.

    Теперь по пунктам.
    1. Безусловно, дети в малом возрасте достаточно легко усваивают материал, но... но(!!!!) это усваение у них легко происходит только лишь в том случае если изучаемый материал им интересен!!!!!! и если он происходит в игровой форме. В противном случае детей еще с трехлетнего возраста успешно бы подкармливали знаниями по ядерной физике, неорганической химии или там тензорному анализу. Ты не знаешь почему это не происходит? :) Всё должно развиваться гармонично и по спирали, проходя все этапы развития. И детский процесс обучения не является исключением. Плюс к тому, в киндергардены в Канаде берут детей начиная с 4,5-5 летнего возраста, но берут не в школу, а в киндергарден (что далеко не одно и тоже). Сама же школа начинается с шести лет, как это принято в большинстве стран мира. Думаю, те, кто много десятилейтий назад разрабатывал учебные планы, включающие, в том числе, и детский возраст, были далеко не дураки... Наконец, как я акцентировал внимание в заметке, целью канадской школы является не сваять напичканного знаниями андроида, а, прежде всего, вырастить адекватного и нормального ЧЕЛОВЕКА - и именно по этой самой причине из маленьких людей начинают делать людей нормальных в столь юном возрасте.

    ОтветитьУдалить
  39. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  40. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  41. 2. Я не в курсе про какой юный возраст ты говоришь (давай оперировать цифрами или примерами). Но 17-18 лет - это именно тот возраст, когда у человека уже вырисовывается явный интерес и склонность к чему-либо. Как минимум, станосится понятно, гуманитарий он или естественник - ну а дальше идет уже более глубокая профильная детализация. В Канаде именно в этом самом возрасте у школьников появляется возможность выбора - чем они и пользуются, акцентируясь на тех школьных предметах, которые им интересны и которые, на их взгляд, пригодятся в их будущем. В России ситуация такая, что школьникам вообще не дается возможности выбора - каждый должен быть юнифицирован.
    Насчет того, что люди резко меняют профиль, и из физика-теоретика становятся художниками - это так, поскольку порой у человека наступает период когда хочется изменить всё и вся в своей жизни. Однако, что касается профессиональных наклонностей, более 90% канадацев (и вообще, вне-российских выпускников) работают по своей специальности - поскольку они учиться шли с определенной целью - получить конкретные знания (платя за эти знания огромные деньги!). В России дай Бог чтобы 10% выпускников работали по своему профилю... Вот это и говорилось в теме о самоопределении и выборе будущей профессии.
    Как говорится, "сравните две больших разницы".

    ОтветитьУдалить
  42. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  43. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  44. 3. Не вполне понятно о чем идет речь... По твоему, большинство людей на планете - гении? Вот это бред, так и есть. 95% населения планеты - обыватели, как бы им не обидно это слышать (это, в том числе, и ко мне относится), и только оставшие 5% способны поглащать материал со скоростью звука. Но строить закономерность на 5% населения, а также пытаться создавать образовательный задел ориентируясь на них - еще бОльший бред. В СССР (да и в нынешней Росии) мы уже проходили этап, когда каждый второй имел(-ет) высшее образоание... и что? :) Они стали от этого умнее и образованее? Они стали более профессиональнее? Собственно, не заметно... Одно дело, когда ты колбасишься по 12-15 часов в день над учебой по выбранным тобой предметам (которые априори тебе интересны), и совсем другое дело, когда студент живет "от сессии до сессии" и весь его учебный процесс ужимается до 3 дней перед очередной сессией.

    ОтветитьУдалить
  45. 4. Рейтинги ВУЗов, точнее критериальные их оценки, не являются тайной за семью печатями, и всегда можно почитать по какому принципу проводилась оценка и отбор. Так что какие там банки и т.п. в этом принимают участие - не вполне понятно. Оценки идут, исходя из проведенных научных работ, количества цитируемых публикаций, изобретений, внедренных научных разработок, числа выпускников работающих по специальности (а также с учетом времени поиска работы и уровня зарплаты), научных грантов, и мн.др. И? Где во всем этом процесе американские банки? Вообще, тебе не кажется странным, что господин Садовничий (думаю, ты в курсе кто это?) принимает и понимает рейтинги, а господин Бун - нет? :) Может, для начала об этом задуматься?
    5. Мммм... опять же, не понял сравнение Канады 210х и СССР 198х. Это о чем речь?

    ОтветитьУдалить
  46. Напоследок, я бы предпочел вести диалог, основанный на каких-нибудь примерах, цифрах, ссылках и т.п. Как упоминал в самом начале топика, свой ход мыслей я сформировал исходя из жизненных наблюдений... учась в российских, европейских и канадских университетах, а также (глядя с другой стороны) и поработав во многих универах, опять же, как российских так и нет. Плюс к тому, пример моего сына у меня перед глазами, так что и нынешнюю российскую и канадскую школы воочию. Давай и ты поделишься чем-то более конкретным чем абстрактные рассуждения в стиле "за родину абидна". На мой взгляд, данный подход более продуктивен.

    ОтветитьУдалить
  47. "Но строить закономерность на 5% населения, а также пытаться создавать образовательный задел ориентируясь на них - еще бОльший бред."

    Выстраивая систему воспитания необходимо всегда ориентироваться на лучших представителей. Иначе есть риск вырастить "серую массу середнячков". Хотя предположу что сильный мира сего как раз и нужна подобная масса. Человек всегда должен ориентироваться на идеал и стремится к нему.

    Спасибо за статью. Очень познавательно. Мы планируем жить в Ванкувере. И я планирую приложить массу усилий, чтобы добиться права преподавать французский в средней школе. Потому мне это было особенно интересно читать.

    Я из Киева, потому о российской системе образования ничего не знаю. Школы наши действительно очень страдают. И система образования, а главное уровень педагогов оставляет желать лучшего. Но я могу это понять. Стоит лишь подумать о мизерных зарплатах и минимальном финансировании. В некоторых школах даже запрещено включать свет, пока не буде совсем темно, в целях экономии.

    Высшее образование потихоньку улучшается. Студенты уже не живут от сессии к сессии - это устаревшая советская модель наконец-то изжила себя (все-таки уже 2011 год, а здесь судя по всему собрались те, кто получал образование 10 лет назад и более). Основу оценки составляют проектные работы и активность на практических занятиях. Единственный бич - взяточничество. Мне повезло, попала в один из немногих университетов, который лишен данного порока. Что откладывает большой отпечаток на его техническую базу.

    ОтветитьУдалить
  48. Безусловно, любая система, в том числе и образовательная, должна быть заточена на взращивание талантов. Однако, не стоит путать талант и гениальность... :) Все не могут быть последними, в то время как какими-нибудь талантами обладает подавляющее большинство. Вот в этом я и вижу большой плюс канадской системы - она помогает людям вытащить свой талант на поверхность в молодые годы, а не в 37 лет, когда половина жизни уже пройдена и вдруг приходит осознание того, что "пля, на что ж я жизнь то потратил, рисуя картины? во мне ж великий химик пропал!" :)

    Школы на постсоветском пространстве не "страдают" - они "уничтожены"! И дело не только в мизерных зарплатах, финансировании исследований и т.п. Разрушена система передачи информации от поколения к поколению! Как я уже говорил ранее, прочитать набор книжек или статей много ума не надо... Но они не дают истинных знаний! Вот в чем беда. Знания - это, в первую очередь, набор многочисленных субъективных оценок, полученных в результате жизненного опыта, который достаточно сложно изложить в книгах. И именно отсутствие этого менторства разрушило пост-советскую науку в целом, и образование в частности. Ну и плюс коррупция, конечно же... а также пофигистическое отношение власти, и т.п.

    ОтветитьУдалить
  49. Тут Рома (http://hirosimez.livejournal.com/) ссылочку интересную... Поковырявшись, надыбал очень интересную статейку-интервью - http://polit.ru/research/2011/01/25/ataullakhanov.html - настоятельно рекомендую!!!

    ОтветитьУдалить